Как составить бизнес план для малого бизнеса
При создании любого малого бизнеса важнейшую роль играет разработка бизнес плана. Дело это, конечно, совсем не простое, однако вполне выполнимое, особенно если подойти к нему грамотно. Но здесь как раз возникают вполне закономерные вопросы: как составить бизнес план для малого бизнеса и действительно ли он так необходим?Как показывает практика, наличие четкого бизнес плана или его отсутствие может стать основополагающим фактором в успешном становлении вашего бизнеса или его неудаче. Именно поэтому даже совсем скромное начинание необходимо подкрепить четким, структурированным планом, в котором будут фиксироваться абсолютно все моменты, относящиеся к делу.
Бизнес план – это своеобразный инструмент, позволяющий владельцам бизнеса провести четкий анализ собственных идей и не допустить возможных просчетов и ошибок. В данном документе должны прописываться любые основные моменты предпринимательской деятельности, а также проводится анализ возникающих проблем с целью нахождения оптимального решения.
Основные функции бизнес плана
Итак, для создания перспективного малого бизнеса структурированный план действительно необходим, ведь он являет собой один из элементов, которого требует разработка любого предприятия и выполняет целый ряд функций:
- создает мотивацию к выполнению намеченных действий;
- позволяет сделать прогноз состояния предприятия путем анализа совокупности различных факторов;
- именно с помощью бизнес плана осуществляется координация функционирования всех структурных сегментов, направленных на достижение общей цели;
- оптимизация развития коммерческой деятельности в конкретных экономических и социальных условиях;
- своевременное выявление любых рисков и предупреждение нежелательных последствий;
- общее упорядочение и регулирование процесса работы;
- осуществление контроля за выполнением плана и при необходимости его корректировка.
Создание бизнес плана для малого бизнеса поможет вам решить практические любые вопросы и проблемы, как внутренние, так и внешние, касающиеся, к примеру, политики взаимоотношений с партнерами. Кроме того, именно грамотный бизнес план является наиболее эффективным инструментом для привлечения инвесторов. Чаще всего именно этот пункт и заставляет большинство начинающих предпринимателей браться за эту работу.
Оформление и структура бизнес плана
Говоря о том, как составить бизнес план для малого бизнеса, следует отметить, что немаловажную роль играет оформление данного документа. К сожалению, бывают случаи, что даже самые блестящие работы с приведенным достоверными данными и результатами, качественной аналитикой просто проваливаются на этапе презентации или оценки. Как правило, причиной подобного неблагоприятного исхода становится неправильное оформление плана.
Чтобы сразу же расположить к вам потенциальных инвесторов, в вашем бизнес плане должно быть грамотно выполнено все, в том числе и обложка. На титульном листе работы не забудьте указать всю контактную информацию о вашем предприятии.
Что касается структуры бизнес плана для малого бизнеса, то четко регламентированных норм не существует. Структура должна определяться исключительно спецификой вашего бизнеса. В стандартный в бизнес план могут входить следующие пункты:
- деловое резюме – один из важнейших разделов, который всегда просматривают в первую очередь. По сути, резюме – это тот же бизнес план, но в очень сжатом формате, в котором коротко необходимо описать основные цели проекта, прогнозы. Размер требуемых вложений и т.д.;
- анализ рынка – здесь необходимо описать рынок, на котором вы собираетесь работать. Инвестор должен получить всю информацию о сфере вашей деятельности, ее перспективах, а также целевой аудитории. Потенциальных потребителей желательно четко сегментировать, например, по географическому признаку, уровню доходов, типу потребительского поведения и т.д. Здесь же следует представить и анализ существующей конкуренции, а также обозначить ваши преимущества в конкретной сфере бизнеса;
- подробное описание предоставляемых услуг и продукции – в этом разделе следует подробно описать предоставляемые вами услуги, указать то, каким образом они могут удовлетворять потребности потенциальных клиентов. Если вы имеете какие-то авторские права или патенты, о них также нужно упомянуть в данном разделе бизнес плана;
- продвижение товара или услуг – опишите, каким образом вы планируете продвигать ваш бизнес на современном рынке, здесь же осветите и вопросы ценообразования;
- производство – в данном разделе нужно предоставить подробное описание всего, что касается непосредственно производства: имеется ли помещение, какое оборудование и технологии применяются и т.д.;
- описание организационно-правовой формы вашего предприятия – здесь описывается организационная структура предприятия, методы управления и персонал;
- адекватная оценка рисков – здесь важно не просто описать возможные риски, а также методы, которые вы планируете применить для устранения негативных последствий. В этом же пункте подробно освещается и вопрос страхования;
- финансовый прогноз – данный раздел должен содержать подробные отчеты о прибыли и убытках, баланс, сумму требуемых инвестиций, расчет рентабельности предприятия и его прибыли;
- приложения – здесь могут находиться всевозможные схемы, графики, копии соглашений, фотографии и иные элементы.
Вышеприведенная структура является лишь образцом для составления бизнес плана для малого бизнеса. Ее необходимо корректировать и дорабатывать в зависимости от сферы вашей деятельности.
Полезные советы
В заключении хотелось бы привести еще несколько советов от профессионалов, которые помогут вам в таком непростом деле, как составление бизнес плана для малого бизнеса. Итак, для подготовки грамотного бизнес плана:
- смело привлекайте внешних консультантов и специалистов;
- при создании бизнес плана старайтесь учитывать все основные требования потенциальных инвесторов;
- изучайте мнения потенциальных клиентов;
- адекватно оценивайте собственные слабые и сильные стороны.
Если вам впервые в жизни предстоит составить бизнес план, оптимальным решением в подобной ситуации будет обращение за помощью к коллегам, уже состоявшимся владельцам малого бизнеса. Помните, что данный документ пригодиться вам не только на самом начальном этапе, но и для всей последующей работы вашего предприятия.